Чернуха, клише и немного жути

/ Просмотров: 2086
Метки:

А вот еще одно мнение о сборнике.

Как уже, наверное, известно многим постоянным нашим читателям, за псевдонимом Александра Варго скрывается много авторов. Игорь Исайчев, Сергей Демин, Кирилл Гольцов, Олег Синицын. Кто-то из них написал более удачные вещи, кто-то - менее, но нельзя отрицать, что творения этих авторов создали определенную славу для "черной серии Myst". Популярность эта, скажем, не слишком-то хорошая.

Мне, к примеру, в свое время хватило романа "Приют" для того, чтобы не покупать книги "Myst 18+" вообще. Из найденных "ляпов" больше всего запомнился следующий:

…Двери электрички закрылись, зажав ногу девушки. Поезд внезапно тронулся. Тетка была в толпе… Ей удалось вырвать девушку из дверей. Удалось ценой своей жизни – ее правая нога попала в пролет между перроном и движущимся поездом.Тетку Варю затянуло в пролет полностью, как в пылесос, и размазало по стенкам платформы, словно подтаявшее мороженое.

Кхм... вообще-то у каждого машиниста в кабине есть зеркало заднего вида, в котором можно увидеть застрявшего человека. Во-вторых, на каждой платформе находятся камеры видеонаблюдения, а также специальные сотрудники, которые обязаны предотвращать подобные инциденты. Ну да ладно. Кроме того, в "Приюте" были места, "навеянные" трилогией "Крысы" Джеймса Герберта (например, обед сумасшедшей женщины с мертвой семьей). Никакой самобытности, в общем.

С появлением журнала "DARKER" перед глазами стало все чаще мелькать еще одно имя - Алексея Шолохова. Пара опубликованных рассказов в вебзине - "Черная королева" и "Террор ТВ"; многочисленные рецензии на романы, написанные как в Варго-ипостаси, так и под собственным именем и в собственной серии. Имя писателя не раз пиарилось в ЗУ, взять хотя бы "Топ-20 любимых фильмов Алексея Шолохова", еще одно интервью и многочисленные конкурсы, коим несть числа. Заинтриговало и то, что обзоры первых романов писателя были весьма ругательными (взять хотя бы этот), но в последнее время ситуация изменилась в лучшую сторону, и рецензенты начали отмечать "возросшее мастерство писателя". Эти тенденции и побудили меня купить сборник рассказов под названием "В моей смерти прошу винить..." за авторством того же Алексея Шолохова.

Сразу же хочется отметить "грамотное" оформление книги. Аннотация почти полностью пересказывает сюжет "Террор ТВ", вводя в заблуждение потенциальных читателей. К чему тогда слоган "Не давай имя нерожденным..."? И лишь открыв книгу, читатель понимает, что перед ним - сборник рассказов, а не роман. Знайте, издательство "Эксмо" уважает отечественных авторов, все так.

Изображение на обложке нельзя связать ни с одной из представленных девятнадцати историй - еще один камень в огород "Черной книги". Ладно, опустим этот момент, ведь главное - содержание, не форма. Но и здесь есть много проблем...

Сразу же хочу отметить: если вы являетесь поклонником творчества писателя, то положительный отзыв о книге читайте здесь. Этот же обзор будет более разносторонним. Итак...

Для начала хочется все-таки пройтись по тем историям, что оставили положительное впечатление. "Ванечка" - хороший открывающий рассказ, в котором поднимается злободневная социальная тема - абортов. Здесь нашлось место и авторским размышлениям о прерывании беременности, и хорошей мистической подоплеке, и, наконец, лютому сплаттерпанку. Такое сочетание драмы и хоррора заставит поежиться многих читателей (особенно ту их часть, что относится к прекрасному полу). Невольно хочется, чтобы автор выдерживал в подобном стиле и другие свои рассказы.

"Сапрофиты" - еще одна жизненная история, после которой многие задумаются лишний раз: стоит ли открывать дверь торговцам, впаривающим ненужный нам товар? Алексей подводит своего героя к тонкой грани между одержимостью и сумасшествием, в свете чего кольцевая композиция повествования смотрится весьма уместно. Этот рассказ выгодно выделяется среди ему подобных.

"Поди, Бука". Сюжет напоминает третью новеллу из "Кошачьего глаза", но и тут Шолохов не скатывается в пересказ сценария Стивена Кинга, а представляет свою версию событий, более характерную для "Стража" Чарльза МакЛина. Баланс между мистикой и психологической драмой плюс трогательная концовка не оставят многих читателей равнодушными. И пусть здесь совсем нет хоррора - перед нами просто хороший рассказ, который стоит прочитать.

"Мальчик с румяными щечками" передает привет произведениям о нехороших детях. Уже с самого начала читатель понимает, кто скрывается за личиной Саши, "маленького убийцы", как сказал бы Брэдбери. Остается лишь недоумение: почему главная героиня не замечает того, что творится с ее опекаемым? Вы ожидаете банального финала, ан нет! - Шолохов изящно обманывает наивных читателей.

Теперь поговорим о спорных рассказах. Открывает их череду заглавный, "В моей смерти прошу винить...". С одной стороны, перед нами та же социальная драма (на этот раз - о притеснениях детей в школе), по сути неплохая, если бы не один момент - "совращение" Саши Мартынова, от которого в голове возникает стойкое "Не верю!". Не делают так учительницы в школе! Один эпизод портит впечатление от всего рассказа.

"Террор ТВ" (своеобразный оммаж "Видеодрому" Кроненберга) после прочтения вызывает желание вымыться. По степени эмоциональной нагрузки этот рассказ - один из самых сильных в сборнике. Но вот редактора, ответственного за вычитку, нужно уволить. "Они сочились кровью, словно вагины влагой желания и страсти", "Последнее, что он увидел перед тем, как его оторванная голова закатилась под телефонную тумбочку, было собственно горящее тело" и другие помарки, что называется, режут глаз.

Пару раз Шолохов обращается к жанровым экспериментам, но, увы, эти попытки неудачны. "Сезон охоты" представляет собой этакий треш-боевик, обыгрывающий историю охотника на вампиров. Читая пассажи типа "вампир пил кровь алкоголиков и бомжей, а утром страдал страшным похмельем" вы не раз улыбнетесь, хотя рассказ написан с серьезной миной. Что касается "Тринадцатого раздела", повествующего о некоем суде будущего, где вновь и вновь казнят клонов Гитлера, Сталина и подобных, то здесь Шолохов не дает четкой мотивации - для чего вообще создавать такое учреждение? Жестокость ради жестокости?

Что касается остальных историй, то все они сливаются в одну сплошную чернуху, которая портит впечатление от действительно хороших вещей. Причина кроется в многочисленных клише и самоповторах. К примеру, почти всех героев Шолохов называет исключительно по именам - Ванечка, Саша, Антон, Алексей. Из-за отсутствия описаний одежды, внешности и прочих черт все эти персонажи сливаются в один образ, и никак не запоминаются. У Гоголя были Чичиков, Плюшкин и Собакевич, у Достоевского - князь Мышкин, Раскольников и братья Карамазовы; у знаменитого тезки Шолохова - Григорий Мелехов, Семён Давыдов и дед Щукарь. А здесь - просто имена, не личности. Герои даже ведут себя одинаково: при встрече с ужасным они спасаются бегством, в случае жизненных проблем пьют водку (и только ее). Алексею следует взять хороший пример у своего соотечественника, Кирилла Алексеева, который в своем "Пожирателе мух" весьма тщательно выписал своих персонажей.

Многие сюжеты также грешат клишированностью. Пресловутая кольцевая композиция встречается не только в "Сапрофитах", но и в "Блокноте", "Террор ТВ", "Смертельном чате". Зло может передаваться "по цепочке" - но, право же, не так часто! Очень похожи по фабуле "Время умирать" и "Террор ТВ". Спрашивается, если существует лучший рассказ, то зачем публиковать аналогичную историю, которая, к тому же, менее удачна? Рассказы, где герои пьют водку и/или сходят с ума - "Нити вьются", "Подарок", "Кошелек или жизнь", "Я боюсь", "Чужая квартира", "Поди, бука", "Ванечка" - оставим без комментариев...

Все это не говорит о том, что Алексей Шолохов - плохой писатель. Повторюсь, в сборнике есть жемчужины вроде "Террор ТВ", "Ванечки" и "Сапрофитов" - вполне удачные вещи, вот только хотелось бы, чтобы такого было больше. Пожалуй, идеальным сочетанием для писателя стало бы сочетание жизненной драмы и жесткого сплаттерпанка, когда рассказчик, не стесняясь, бьет читателя по эмоциям. Если герои при этом будут выписаны тщательнее и разнообразнее, и будут отличаться не только именами, но и характерами - это будет явный прогресс. Ну и хотелось бы пожелать Алексею более внимательного редактора, следящего за вычиткой.

ИСТОЧНИК

Оставьте комментарий!

Используйте нормальные имена

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

Авторизация Site4WriteAuth.

(обязательно)

| Horror Web